Поделиться
04 Фев 2015 г.
По «легенде учений», если использовать модную сегодня военную терминологию, по селу распространяется весть, что одна из девушек собирает в своем доме девичник — «гвай». Девушки лущат кукурузу, делают пряжу из шерсти и при этом поют, шутят, разгадывают загадки, рассказывают истории, танцуют. Узнав о «девичнике», аульские парни направляются к этому дому. По дороге «женихи» играют на музыкальных инструментах, спорят, шутят и гадают, будет ли благосклонна избранница-хозяйка.
У дома девушки потенциальные женихи снимают шапки, папахи и поочередно бросают их в окно ее комнаты. Папаху понравившегося парня девушка оставляет у себя, а остальные выбрасывает обратно. На радостях джигит-победитель сначала играет для возлюбленной на зурне лирическую мелодию, затем по стене через окно влезает в комнату, показывая удаль и ловкость горца, а друзья и остальные гости заходят через дверь.
Мать девушки угощает всех собравшихся национальными блюдами, звучат музыка, песни, все танцуют в общем кругу.
В Ахвахском районе с XVI—XVII веков до 30—40-х годов ХХ века девушке предоставлялась возможность выбора из потенциальных женихов понравившегося ей. Особенность обряда в том, что выбор жениха невестой проходил публично с согласия девушки после какой-либо сельской свадьбы или традиционных посиделок — гвая.
По словам этнографа Майсарат Мусаевой, папаха не обязательно предназначалась хозяйке дома. «Девушки всегда знали, как выглядит папаха возлюбленного, и хватали ее. Не бывало случаев, когда желания молодых не совпадали. Ну, кто кинется брать неизвестно чью папаху?» — рассказывает она.
Сегодня этот красочный старинный обряд ушел в прошлое. По словам старожила Махмуда Бекиева, большинство молодых людей, уйдя защищать Родину в 1941—1945 годах, не вернулись с полей сражений, и у девушек уже не было возможности выбора.
Поделиться
04 Фев 2015 г.
Комментарии к статье