Муталиб Митаров

0

Поделиться

01 Янв 2002 г.

Творчество известного в Дагестане поэта и прозаика Муталиба Митарова выдержало самую строгую проверку – полувековую проверку временем – и оказалось созвучным поискам современников. А современников у поэта множество – это и комсомольцы тридцатых, и боевые соратники сороковых, и энтузиасты пятидесятых, и вольнодумцы шестидесятых, и многие другие. Развитие национальной литературы невозможно без самобытного творчества наиболее ярких ее представителей. Одним из таких для табасаранской литературы является Муталиб Митаров.

Несколько штрихов к портрету поэта. В 1938 году окончил 7 классов Кандыкской семилетней школы, в 1940 году – медицинский техникум, после чего учился в военной школе. С первых же дней войны – на фронте, участник боёв за освобождение Заполярья. В 1950 году окончил областную партийную школу, а в 1957 году – Высшую партийную школу при ЦК КПСС в Москве. В 1943 году избирается первым секретарем Хивского райкома ВЛКСМ. В начале 1945 года его отзывают на работу в город Махачкала и назначают заместителем председателя Дагхудожпромсоюза, где он проработал до 1948 года. Работал в обществе научных и политических знаний, начальником Управления культуры Дербентского окружного исполкома депутатов трудящихся, в аппарате Дагестанского обкома КПСС, первым секретарем Табасаранского РК КПСС, министром бытового обслуживания, директором Дагучпедгиза, возглавлял литературный отдел Республиканского музея и занимался вопросами создания Музея дагестанской литературы.

Член Союза писателей СССР с 1954 года, член правления Союза писателей Дагестана, народный поэт Дагестана.

Он неоднократно избирался депутатом районных, городских Советов депутатов трудящихся, Верховного Совета ДАССР, членом обкома КПСС, имеет множество наград СССР, РСФСР и ДАССР. Родился Муталиб в 1920 году. Когда ему было 14 лет, школьная стенгазета поместила его первое стихотворение под романтическим названием «Я свободный парень». Стихотворение было антирелигиозного характера и вызвало гнев и возмущение клерикалов и богослужителей.

В 1936 году шестнадцатилетнего Муталиба сельская молодежь избрала секретарем комсомольской организации. В следующем году районная газета «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран») опубликовала его стихотворение «Все на выборы».

В 1939 году выходит из печати сборник избранных стихотворений С. Стальского на табасаранском языке, а чуть позже несколько рассказов Л. Н. Толстого для детей в переводах М. Митарова.

В годы Великой Отечественной войны Муталиб Митаров, как и его старший брат Багаутдин, одним из первых дагестанских писателей добровольцем ушел на фронт. На фронте вел короткие записи в блокнотах, которые позднее пригодились при создании цикла стихов о войне, о фронтовых товарищах, друзьях. Некоторые из записей легли в основу лиро-эпических поэм на историческую, военно-патриотическую тему.

На фронте он был политработником. Вернулся после тяжелого ранения инвалидом II группы. Поэт-фронтовик с новой силой взялся за прерванное любимое дело. Он начал делать зарисовки, писать стихи, рассказы о подвиге народа в годы войны и трудовых буднях послевоенной жизни. В 1948 году Муталиб составил сборник стихов погибшего в войну брата Багаутдина под названием «Веселые голоса табасаранцев».

Братья Муталиб и Багаудин

Годом позже в соавторстве с М. Шамхаловым им был издан уникальный сборник литературные произведений табасаранцев. В нем были впервые опубликованы произведения, написанные на табасаранском языке еще в 18-19 веках. Это был довольно смелый шаг, т. к. в то время еще бытовало мнение о том, что табасаранцы до революции не имели своей культуры. М. Митаров вынес на суд читателей творчество Уруджа Тагильского, Жигера Кандыкского, Мирзы Калукского, Гаджи-Саида Зирдагского и других. Этот сборник заложил основу ежегодника-альманаха «Литературный Табасаран».

В том же году увидели свет в переводах М. Митарова сборник избранных произведений А. С. Пушкина, книга избранных произведений М. Ю. Лермонтова, также были переведены и изданы произведения русской классической литературы, советских и дагестанских писателей.

Начиная с 1949 года, произведения Муталиба Митарова регулярно печатаются в ежегодном литературном сборнике на родном языке, инициатором издания которого был он сам. В 1954 г. выходит отдельным тиражом на табасаранском языке первый сборник поэта «Счастье», в 1959 году – «Строки жизни», куда включены многоплановые лиро-эпические поэмы «Иран Хараб» и «Устад». Первая из них емко, образно, достоверно освещает героические страницы борьбы горцев за свою независимость от иранских поработителей. Это первое крупное произведение в табасаранской литературе на историческую тему, где автор использовал народные сказания, легенды.

Другая поэма «Устад» – новаторское явление в дагестанской литературе. В ней поэт показывает высокое сознание нашей современницы, горянки Пери, рост ее политической зрелости и гражданской активности.

Особенно плодотворно работает М. Митаров в 70-е годы. Более десяти сборников поэзии и прозы выносит на суд читателей. Автор все чаще выступает в роли опытного и мудрого воспитателя молодежи. Современность и история, прошлое и будущее – вот проблемы, волнующие поэта.

Его творчество непрерывно обогащается новыми идеями. Так, им разрабатывается тема ответственности поколений, тема поэта и поэзии. Его идеалом продолжают оставаться сильные и одержимые люди. В окружающей действительности он находит примеры жизнестойкости, патриотизма сограждан и наделяет этими чертами свои персонажи.

Перевалило за полночь. А ночь
Прохладна и темна в горах в апреле.
Под буркой неба горы спят.
В постели Спят люди.
Только мне уснуть невмочь,
Ещё огонь горит в одном окне.
Кто там не спит? И я, уняв тревогу,
Шагами мерю гулкую дорогу.
И старая встает навстречу мне
Мать друга, что остался на войне…
И на столе её – остывший ужин.
Я не ошибся – был очень нужен:
О сыне мать рассказывает мне.

В произведениях Митарова часто звучат мотивы скорби – по погибшим, по не осуществившимся мечтам. Поэт с любовью вспоминает своих товарищей, павших в боях за независимость Родины. Такова элегическая настроенность поэм «Сказание о чунгуре», «Окровавленные скалы», «Цветы на граните» и многих стихов и рассказов.

Строки из поэмы «Сказание о чунгуре» впечатляют мужеством, силой духа героя, достоверностью описываемых событий.

Изнемогающий, истекающий кровью солдат мечтает о победе, о возвращении на родную землю, о мирной жизни, о любви.

Эту же тему освещают произведения «Сон в блиндаже», «Бюлбюл», «Политрук», «Матерям снятся сыновья», «Суд чести», «Не забывайте подвига отцов».

Даже в лирической поэзии М. Митарова заметно тяготение к осмыслению исторического пути Родины. В поэмах «Иран-хараб», «Кровавые скалы» (1973), «Мелодия из-под скалы» (1983) и других современность рассматривается в свете уроков далекого прошлого всей страны, родного Дагестана. На конкретном материале показываются трагические и героические страницы истории, начиная с нашествия Тимура и Надир-шаха, до легендарной победы в Великой Отечественной войне и космических завоеваний.

Хотел бы заметить, что эти страницы творчества Муталиба Митарова особенно актуальны сегодня, когда модно стало чернить прошлое, предавать забвению подвиг простого советского солдата.

Участие поэта-фронтовика в идейно-воспитательной и патриотической работе, его выступления перед молодежью, служат духовному воспитанию народа.

Любовь к земле – один из главных мотивов многих стихов М. Митарова.

Я вижу душу каждого цветка,
Я слышу, как роса скользит по веткам.
И всёроднее говор родника,
И всё теплей прибой родного ветра.

Природа для Митарова – неиссякаемый источник поэтического вдохновения. Нередко в его стихах голос природы сливается с голосом героя, способствуя выражению сокровенных чувств. Позже в творчестве Митарова все чаще звучат стихи, поэмы о деревне, сельской природе, национальном характере.

Большая работа проделана М. Митаровым по увековечению памяти погибших на фронте дагестанских поэтов и писателей. В 1971 году вышел составленный им сборник «Оборванные струны», куда вошли произведения дагестанских поэтов и писателей, отдавших жизнь за Родину. В 1974 году увидела свет книга «Возвращение» о дагестанских поэтах и писателях, вернувшихся с полей сражений. Составителем этой уникальной книги был тоже Муталиб Митаров.

Заслуживает особого внимания книга «Сообщите друзьям», куда вошли почти все произведения Багаутдина Митарова. Замечательным вкладом в культурную жизнь народа явилась книга о народной мудрости «Народное наследие» (1974), где впервые в таком объеме опубликованы табасаранские народные песни, произведения безымянных авторов. Сборник подытожил большой труд М. Митарова по сбору и систематизации дореволюционного духовного наследия.

Все эти годы М. Митаров успешно работал и в прозе: им созданы повесть «На заре», книга «Жизнь в узорах», в последней сделана первая успешная попытка оживить и соединить воедино фрагменты эпоса табасаранцев о семи братьях и сестре.

Журналы «Москва», «Огонек», «Молодая гвардия», «Звезда», «Дружба народов», «Советская женщина», «Отчизна», «Радуга», газеты, коллективные сборники опубликовали множество произведений как самого М. Митарова, так и о нем. Издательства «Советский писатель», «Художественная литература», «Советская Россия», «Советская литература», «Воениздат» охотно издавали сборники стихов и поэм табасаранского поэта в переводах замечательных советских поэтов В. Фирсова, И. Савельева, Ст. Кущевского и других.

Ярко раскрывается талант М. Митарова в «Восьмистишиях». Они представляют собой единый цикл о любви и душевных переживаниях поэта. Во многих произведениях Митаров раскрывает тему дружбы народов, показывает достижения в развитии края. К творческим удачам можно отнести стихи «Пою ль о славе трудовой», «Сверстник, ответь мне», «Строки жизни», «Дружба» и другие. Его произведения переложены на музыку и передаются по радио и телевидению. Много стихов Муталиба Митаровича переведено на языки народов бывшего СССР. М. Митаров является автором и соавтором школьных учебников. На родной язык перевел произведения классиков русской, советской многонациональной литературы. Ряд стихов и поэм – среди них «Устад», «Иран-Хараб», «Сказание о чунгуре», «Окровавленные скалы» и другие – стали хрестоматийными и изучаются в дагестанской школе.

Предметом специальных научных исследований, проводимых в Дагестанском научном центре РАН, ДГУ, ДГПУ, научно-исследовательских институтах стали многие его произведения. С именем М. Митарова справедливо связывается тематическое, идейное и жанровое обогащение табасаранской литературы. Для творчества поэта характерны высокий гражданский пафос, обостренное чувство ответственности человека за судьбы мира.

У М. Митарова еще много неосуществленного как в творчестве, так и в общественной жизни. Его продолжают мучить недостроенные дороги, высыхающие реки, находящийся на грани гибели удивительный растительный и животный мир Табасарана, неблагоустроенный быт и изнурительный труд женщин-ковровщиц. Его не покидает мысль объявить государственной заповедной зоной территорию от Хучни до Сыртыча.

Словом, вся жизнь М. Митарова, поэта-бойца, поэта-патриота проходит в благородном служении народу.

, раздел: Личности

Автор: М. Г. Юсуфов, доктор филологических наук, профессор. / Источник: журнал "Возрождение", № 8
0

Поделиться

01 Янв 2002 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Багаутдин Митаров

    Багаутдин Митаров родился в 1912 году в сел. Кандик, нынешнего Хивского района, в бедной крестьянской семье. В формировании характера будущего...

    Янв 2002 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля