Поделиться
26 Ноя 2011 г.
Исследователи, которые занимались историей Рутульского района, а их, к сожалению, не очень много, пишут: «..Ранняя история рутульцев связана с историей древней Албании. Однако никаких материальных доказательств этой версии, к сожалению, нет…». Оно и верно. Материальные доказательства на сегодня не имеются. И неудивительно. Никогда ведь такие работы на территории, в данном случае, Мюхрека не проводились. Однако сохранилось много изустных легенд, преданий, которые говорят, что при строительстве повсеместно использовали камни из старых, разрушенных домов. В Мюхреке, и не только, практически во всех древних селах Рутульского района, нередко можно услышать рассказы о том, как при разборе древних построек иногда находили камни с арабскими, куфическими письменами. Иногда и более древние письмена на языках предположительно армянских, грузинских и…возможно и древнеалбанских. Значение этим камням мало кто придавал. Как обычно, камень с такими надписями у обывателя, хозяина дома имел цену разве что как строительный материал. (Небольшое, можно сказать, лирическое отступление. В начале семидесятых годов, в годы моего детства, при копке фундамента для пристройки дома, на полуметровой глубине строители натолкнулись на древнюю кладку. При разборе этой кладке нашли небольшой камень, с какими-то древними надписями. Вдоволь налюбовавшись, строители небрежно кинули этот камень в фундамент пристройки. Так и до сих пор в основании пристройки отцовского дома лежит этот не дающий мне покоя и поныне камень с неразгаданными надписями. Ф.Д)
Но есть так или иначе зафиксированные факты. Например, профессор Ибрагимов. Г.Х. в своей работе «Библия и коран в судьбах йикийцев–албанцев пишет: «В селениях Мухах и Мюхрек, расположенных в верховьях Самура, сохранились памятники с символикой зороастризма, иудаизма, христианства и ислама. Они свидетельствуют, что зороастризм и иудаизм сосуществовали здесь еще до Р.Х., а с приходом в мир Спасителя Иисуса Христа йикийцы-албанцы обратились к Благой Вести.»
Доказательством древности Мюхрека могут быть разрушенные временем могилы, разбросанные чуть ли не по всему селу. Старожилы рассказывали, что иногда приходилось при копании могилы натолкнуться на склепы в два, а иногда в три ряда, друг над другом. Иногда сели и оползни в самых неожиданных местах, иной раз и под многометровым слоем земли на свет божий открывали давно заброшенные склепы. (рис №2)
На представленной картине видны развалины древней могилы и повыше надгробный камень более «свежей». Но такие кладбища свойственны не только одному селу Мюхрек. Таких много и по всему Рутульскому району.
В настоящее время своего рода «визитной карточкой» Мюхрека является отремонтированная, вернее, заново отстроенная мечеть. Долгое время она стояла в аварийном, полуразрушенном состоянии. И вот в начале нулевых годов силами сельчан она была восстановлена.
Многие скептики отрицают тот факт, что эта мечеть, может быть, древнее мечетей в таких населенных пунктах как Рутул, Ахты, Дербент и .д. Доводы этих скептиков резонны. В сохранившихся исторических документах именно эти, вышеперечисленные населенные пункты гораздо чаще упоминаются. О Мюхреке, как уже писалось выше, сохранилось ничтожное количество упоминаний. Но все же рискну возразить мнению этих скептиков. Например, тот факт, что крупные по тем временам населенные пункты, такие как Дербент, Ахты, Рутул и т.д., в силу того, что они, как правило, имели более доступное для всякого рода завоевателей расположение, чаще всего подвергались нашествиям. Разумеется, и мечети, а они, скорее всего, может быть и были ранее построены, также могли пострадать. Мюхрек, который находился вдали от караванных путей, мог избежать подобных нашествий. К примеру, исследователь Лавров в своих работах пишет, что в селе Мюхрек было найдено много куфических надписей. Но ни одна надпись не сообщала о татаро-монгольском нашествии, хотя многие надписи датировались гораздо ранее нашествий монголов. Местные легенды говорят о набегах аварцев, лакцев и т.д., то есть из соседних княжеств и ханств. Понятно, что ни аварцы, ни лакцы не стали бы разрушать мечеть.
Изустные доказательства о времени строительства мечети нам неизвестны. В памяти народа остались лишь отрывочные предания. В одной древней легенде говорится, что камыш для крыши мечети, во время очередного ремонта, привезли с берегов Куры, где издревле находились зимние пастбища рутульцев. Так вот, в этой легенде говорится, что строительный материал для кровли привезли самым необычным способом. К спине каждой овцы был привязан нарезанный определенной длины камыш, который таким странным образом и доставили на место, в село Мюхрек. Другая легенда гласит, что некогда, точно не помнит никто, когда велись работы то ли по ремонту, а то ли по строительству этой мечети, камень с берега речки, а это расстояние более двух километров, сельчане доставляли, построившись в живую цепь… в семь рядов. То есть в селе было настолько много населения. Трудно сегодня проверить эту информацию. Глядя на жалкие руины села, этого не скажешь. Но если посмотреть на бесчисленное количество разрушенных древних могил? Одних только кладбищ можно сосчитать не менее десяти!
В стене отремонтированного минарета сохранились камни с плохо разбираемыми надписями. Среди арабских (куфических) надписей соседствуют и надписи, а может быть, и просто пиктограммы неарабского происхождения. Только специалисты смогут разгадать, что это за символы и надписи (снимки №№ 3-11).
Но такие камни с древними надписями сохранились не только в стене минарета. В стенах некоторых домов, а ныне развалин, также можно обнаружить камни со странными знаками (снимок №№12-13). Скорее всего, эти камни имеют более древнюю историю. Думается, что безымянные строители домов нашли эти камни при разборе более древних развалин, и решили сделать своего рода орнамент для стены своего жилища.
Много ценного материала может дать исследователям топонимика Мюхрека. Например, следующее… Интересный документ содержится в Лакской истории: «…Армия царя Ваче была разбита. Ваче отступил в горы Дагестана и оставался непокорным. Лакское село Вачи названно именем царя Албании Ваче, что является историческим наследием тех времён.».
И поныне сохранились древние дороги, связывавшие лакские владения с селением Мюхрек и далее с остальным Рутульским районом. Возле села Мюхрек, в сторону лакских земель через горный хребет ведет перевал, который и поныне называется «Ваче гале», что означает «Перевал Ваче». Перевал этот находится в труднодоступном месте, словно кем-то в давние времена был пробит в скалах. Отсюда следует, что вышеописанное в «Лакской истории» событие, побег Царя Ваче вглубь Дагестана действительно имело место. И это название и поныне так и осталось в сознании потомков древних жителей Мюхрека как «Перевал Ваче».
Древний курд (город) Мюхрек неумолимо исчезает. Отстроенные заново, к сожалению, не отреставрированные в первозданном виде мечеть и минарет, путь к которым труден и долог для паломников, вряд ли могут спасти от полного забвения это загадочное древнее село. Необходимо произвести раскопки. Однако тревожить древние могилы по Исламу тяжкий грех. Не знаю, что лучше, произвести раскопки, узнать лучше свою историю, или вот так, как показано на картине, бросить древние могилы на произвол судьбы. Вернее, природы. Сели и оползни время от времени уносят в бурную речку Мюхрекчай камни, надгробья, а может быть, и другие ценные артефакты, зарытые в могилах и забытых святилищах. Речка несет бренные останки древней нашей истории далее в приток Самура, Кара-Самур, та в свою очередь в Самур и далее в воды Каспия.
Поделиться
26 Ноя 2011 г.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона так объясняет значение термина тухум — по-лезгин. толпа, большое стечение народа....
Окт 2018 г.
Комментарии к статье