Свадьба без гламура

0

Поделиться

09 Сен 2016 г.

Вот уж не думала, что когда-либо придется взобраться так высоко в горы, да еще не просто чтобы аул посетить, а погулять на традиционной горской свадьбе. Но, как говорится, человек предполагает, а располагает сами знаете кто. Поэтому в один из дней посчастливилось мне отплясывать у порога в поднебесье – в селе Тукита Ахвахского района. И это было здорово! После помпезных городских свадеб-клонов, похожих одна на другую, теплый сельский быт, душевная народная музыка и непринужденное горское веселье заставляют тебя выкинуть все заботы из головы и просто наслаждаться жизнью.

В горах вечереет. А наш городской десант всё еще под­нимается по ухабистым горным дорогам вверх и вверх. В окно автомобиля страшно глядеть, и все же невозможно удержаться – величественные вершины, уходящие в небесную даль, у подножья покрыты деревьями и разнотравьем, щекочущим нос ароматами тимьяна, чабреца, мяты и облепихи. Склоны, некогда украшенные террасами, обработанными трудолюбивыми горцами, сегодня уже потеряли четкие контуры и покрыты одним общим плотным зеленым ковром. Грустно как-то.
Но мы едем дальше. Весь оставшийся путь не покидает мысль: какая же все-таки природа – фантазерка! Наделила каждый уголок Страны гор неповторимым колоритом и величественной красотой.

Вот мы и на месте. У здания местной школы вовсю идут приготовления к торжеству: устанавливается музыкальная аппаратура, развешиваются тенты, украшается уголок жениха и невесты.

– Разве мы не опоздали, уже ведь вечер?

– Это не город, где в полдень начинается и за несколько часов заканчивается торжество, – говорит одна из местных жительниц. – Мы сначала делаем всю свою дневную работу, потом помогаем всем селом родителям жениха, а уже после, когда основная часть работ завершена, можем подумать и о празднике.

После такого ликбеза идем к дому новобрачных. Он буквально в двух шагах. Нас уже ждут в национальных костюмах родители жениха – чета Зираровых – хозяин дома Шихабудин Дибирович и его супруга Патина Зайнудиновна. Рядом старейшина дома – Супьян Ибрагимович Магомедов, одетый в военную форму советского времени.

Первым делом звучат тосты за молодых и следом – приветственный танец родителей. На лужайке перед домом образуется дружный круг. Смущенная Патина принимает поздравления гостей.

Красивый прием завершен, пора и за столы. В небольшом подсобном помещении уже все готово. Мужчины вольготно располагаются. Женщин за столом не увидишь, разве что гостей из столицы и приехавших журналистов. Таков неписаный закон. Тукитинки хлопочут на кухне, готовят комнату молодых в доме. Женщины на сельских торжествах не могут пустить все на самотек и думать только о веселье – они танцуют и поют в перерывах между хлопотами. И, несмотря на всю загруженность – не шутка ведь несколько дней подряд готовить, убирать, мыть нескончаемый поток посуды, стоит им выйти в круг, и каждая с огоньком в глазах, с особой статью и грацией исполняет прекрасный танец своей родной земли.

Патина не ожидала столько гостей из столицы, да еще и журналистов. Но ей приятно нас видеть. На ней простое по покрою атласное платье, расшитое узорами ручной работы.

– Подготовили специально к торжеству?

– Достала из сундука, – смущаясь, говорит женщина. – Когда мне было 19, я выходила в этом наряде замуж. Храню его и надеваю по особенным торжественным случаям.

«Ну надо же, – восхищаюсь про себя – сохранить такую стать, грацию, чтобы спустя столько лет танцевать на свадьбе сына в наряде времен юности. Такова настоящая женщина-горянка – обладает искусством стареть красиво».

– Свадьбу в традиционном народном духе захотел организовать мой супруг, – говорит Патина. – Да, в банкетном зале, может, красиво все, чинно и намного удобнее в плане подготовки, музыкального оформления и других атрибутов торжества. Но что хорошо на наших сельских свадьбах – они длятся несколько дней и наполняют дом молодоженов и все село радостью. Все веселятся от души.

Она права. За столами у мужчин начинает играть пандур. Известные в республике артисты Магомед Абасов и Абдулла Магомедмирзаев, исполняя заду­шевные народные песни, прико­вывают восхищенные взгляды си­дящих. Никакой фанеры и зубодробительной музыки. С разных концов доносятся подбадривающие слова «Вори, вац!». Всему этому радуется леонардовская Мона Лиза. Тосты льются, как из рога изобилия. То и дело подбодренные хмелем мужчины спешат образовать круг во дворе и приглашают на танец женщин. И так весь вечер. Никакого гламура и пластилиновых лиц. Невольно вспоминаются слова знаменитой песни: «Ах, эта свадьба пела и плясала, и крылья эту свадьбу вдаль несли…».

Приехала невеста. В национальном платье, укрытая по старинному горскому обычаю платками. Ее встречает свекр. Он заводит сноху в дом. Там уже собрались подружки и ждущие с нетерпением красавицу тукитинские девушки. Патина усаживает невесту и, открыв ей лицо, обнимает и целует свою дорогую доченьку.

Этот красивый жест дает начало празднику в комнате невесты. Молодые девушки, дети под звуки зурны и барабана веселят новоприбывшую гостью. Она, как и принято, кротко и скромно глядит в пол. Ее радость скрыта в глубине души. Весь вечер девушка просидит одна, дожидаясь своего мужа. Он по обычаю в другом конце села с друзьями. Выражаясь по-современному – на мальчишнике. Провожает холостяцкую жизнь.

Пока в доме разгорается веселье, на улице тем временем полило, как из ведра. Ветер, накатывает жуткий холод – дело-то происходит высоко в горах – здесь вечерами и без дождя прохладно, а нам, городским жителям, кажется и вовсе холодно. Но когда это останавливало горцев?! Несмотря ни на что, мужчины, предварительно укрыв женщин куртками (настоящие джентльмены), выводят их в круг и зажигают по полной. Старейшина дома Супьян­ Ибрагимович приковывает восхищенные взгляды – 76 лет, а сколько задора, сколько огня в глазах! Вот что значит молодая, открытая миру душа.

Танцы и песни у дома Зираровых продолжаются почти до утра. А на следующий день молодожены предстали во всей красе гостям, и у местной школы тукитинская свадьба вновь пела, плясала и крыльями уносилась вдаль.

Пора в обратный путь – в суетную Махачкалу. Воспоминания прошедшего дня радуют душу. Довелось побывать на празднике, простом, душевном, в окружении искренних, добрых, свободных людей. Все были собой, а не изображали кого-то и для кого-то, не переживали, что на них надето, какая у кого прическа, не обсуждали, как и кто сколько выпил и что съел. Никакой чопорности и напускного аристократизма. Простой, по-настоящему наполняющий сердце радостью праздник.


Автор: Мадина Ахмедова / Источник: «Дагестанская правда»
0

Поделиться

09 Сен 2016 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля