Дагестанские таты

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Слово «тат» на протяжении веков имело различное значение. В раннее средневековье татами именовали все ираноязычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово «тат» применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны. В глазах туркмен хорезмийские узбеки были не турками, а татами. В период распада СССР вокруг еврейского вопроса подняли много шума, и некоторые ученые пытались изменить этнические названия евреев. Эта дискуссия до сих пор продолжается. В газете «Дагестанская правда» от 30.06.2002 г. кандидат философ. наук Г. Османов пишет: чтобы выехать за границу, предпочтительнее было стать горскими евреями. И эта часть населения, которая ранее добровольно записывалась татами, а теперь хотела выехать подняла крик о том, что их, дескать, обманули и заставили так записаться».

Одни исследователи, которые писали в прошлом и пишут в настоящее время о дагестанских тататх (кавказских татах) считают их, говорящих на одном языке, едиой татской национальностью, а другие отрицают такое мнение. «Такую идею этнического единства татов, — пишет В.Викторин, — отстаивали ученые-гуманитарии из иудейской среды: И.Ш. Анисимов, Я.М.Агарунов, Х.Д. Авшалумов, Л.Х. Авшалумова, М.Е. Мататов, И.Ю. Мататова, Л.Х. Давыдова и др. Но была выдвинута и иная версия…, свою национальную особенность осознают лишь горские евреи…». Это естественно: азербайджанские таты-шииты давно отказались от этнонима «тат», то же самое произошло с дербентскими татами-шиитами; христиане-таты, которые проживают в Грузии и Армении, считают себя армянами, грузинами, подобно тому, как городские жители г. Кизляра и г. Буденновска «кегецеран» в быту пользуются «тайным языком» татского типа — это потомки беженцев конца XVIII в. с юга, из Закавказья, от нашествия «одноязычных» им персов1.

Большинство исследователей считает (В.В. Бартольд, Н.Л. Марр, И.М. Дьяконов, Т.Т. Семенов), что дагестанские таты — единый народ, говорящий на татском языке, относящемся к иранской ветви индоевропейских языков, представляющем наречие новоперсидского языка.

В книге «Народы Кавказа» известный этнограф проф. М.М. Ихилов в разделе «Горские евреи» пишет, что язык горских евреев — татский (особое наречие новоперсидского языка). Их предки еще в древности поселились на территории южного (Иранского) Азербайджана, где и восприняли татский язык, сохранив при этом иудейскую религию.

В «Географическом словаре» П. Семенов в 1885 г. писал, что «кавказские таты есть остатки тех иранцев, которые поселились на Каспийском побережье при Шапуре II (309-381 гг.). Они говорят языком, который не что иное, как испорченный народный говор персидского языка».

«Персидские государства, — писал А. Комаров, — Сасанидской династии, владевшие Дагестаном и возобновившие в VI в. Дербентские укрепления и стену, разновременно вывели из Персии много людей и поселили их как в городе, так и за стеною. Потомками этих переселенцев могут быть признаны жители семи селений известные под общим именем «тат», сохранившие доселе татское наречие персидского языка

Из этих селений шесть, а именно: Джалган, Митаги, Кемах, Зидьян, Бильгади и Гимейди — находятся у самой стены, на южной ее стороне, а селение Рукель в трех верстах от нее, тоже к югу».
М.Е. Мататов отмечает, что «переселенные их потомки на Кавказ в качестве военных колонистов 15 тысяч евреев не были по религиозному вероисповеданию иудаистами». Некоторые исследователи считают татов-иудаистов переселенцами на Кавказ в качестве военных колонистов после подавления движения маздакит из Ирана. «Как известно, религиозно-философское учение маздакизма, — пишет зав. кафедрой истории религии ДГУ, профессор Людмила Хизгиловна Авшалумова, — чуждо монотеистической иудейской религии как по духу и содержанию, так и по всем другим своим основным положениям. Оно содержит идею о необходимости установления социального и имущественного равенства людей, общности имущества и жен… Иудаизм не признает установления имущественного равенства путем насильственного отторжения чужой собственности… Иудаизм велит своим последователям почитать царя, какой бы он ни был веры, считая его власть от Бога, и подчиняться назначенным им начальникам. Поэтому предположение о том, что ученые поддерживали движение маздакитов, в наказание были отправлены военными поселенцами на Кавказ, вызывает у ученых серьезные сомнения»2. Н.А. Анисимов считал, что предки татов-иудаистов, когда пришли в Дагестан, не были иудеями, а 6ыли язычниками.

По данным исследователей-арабистов, известно время распространения ислама в районах Дербента и его окрестностях (VIII-XII вв.). Возможно, в эти же годы часть татов приняла ислам. Когда же другая часть дагестанских татов приняла иудаизм? На сегодняшний день этот вопрос остается загадкой.

М-Р. Гасанов считает, что таты III-IV вв. были язычниками, а в VIII-IX вв. после вторжения в Иран и на Кавказ арабов часть татов приняла ислам, а другая часть, жившая на Кавказе, стала исповедовать иудаизм, приняв его у иудаизированных хазаров.

Тут необходимо уточнение. На огромной территории салтово-маяцкой культуры (известно пять вариантов этой культуры, среди них и дагестанский вариант) Хазарского каганата ни один археолог-хазаровед не находил ни одного иудейского погребения, в т.ч. и на территории Дагестана. Погребальный обряд на этой территории оставался языческим (Ахлал Аусам). Несмотря на такое положение, появляются статьи, в которых авторы пишут, что часть татов (дагестанских) приняла иудаизм у хазар. Известно, что среди памятников Хазарского каганата (VII — VIII вв.) нет ни одного, который можно было бы связать с хазарами-иудеями, и объединяющей религией, определявшей духовную жизнь в каганате, верование и обрядность, было язычество3.

Действительно, таты Дагестана — это единый народ, что подтверждается и антропологическими материалами. Например, К.М. Курдов в статье «Таты Дагестана» писал: «Таты-мусульмане должны быть охарактеризованы теми же чертами, что и горские евреи».

В селении Терекемейского магила и из северо-табасаранского селения Марага, Мугатырь, Дарвах и Хучни, — писал Амсабарин — говорят на азербайджанском тюркском языке, а жители селений Джалган, Рукель, Кемах, Зидьян, Гемейди говорят на татском языке, который, подобно языку местных евреев, относится к веткам персидского языка. Предание гласит, что табасаранский народ раньше был иудейским. Хотя это предание нельзя отнести ко всему населению, но можно отнести к тем сельским обществам, которые в настоящее время говорят на еврейском языке»4.
Отрывок, сообщающий, что табасаранцы говорили на еврейском (на татском — Г.Ф.) языке, и выражение «табасаранский народ раньше был иудейским» свидетельствуют о том, что на территории табасаранцев действительно жили дагестанские таты-мусульмане и таты-иудеи.

По каким же признакам горские евреи (таты-иудеи) должны относиться по расовому типу к евреям? На основе религии однозначно нельзя определить народ (нацию), сравним: осетины-христиане и осетины-мусульмане. Если кто-то пытается доказать, что горские евреи являются еврейской нацией, необходимо, прежде всего, обследовать территорию их обитания (с I тыс. до н.э. и I тыс. н. э.) и найти древнееврейские могильники с иудейским обрядом погребения. На сегодняшний день ни одному археологу (соответственно и ни одному антропологу) не удалось обнаружить ни одного иудейского погребения, относящегося как к I тыс. до н. э., так и к I тыс. н.э. Исследователи также не имеют письменных источников, на основе которых безоговорочно можно было бы определить время появления иудаизма на территории, где живут горские евреи.

«Местные раввины, — пишет Н. Анисимов, — не сведущи в вопросах истории вообще, а своей народности в частности, поэтому их объяснения не имеют ничего общего с научной истиной и не могут быть объективны». Таты-иудаисты не знали Талмуда до присоединения Кавказа к России, поэтому они и не были иудеями, когда пришли из Ирана. «Талмуд был полностью завершен в IV-VI вв. Известно, что Талмуд свободно издавался в Багдаде. Почему же переселенцы из Ирана, предки нынешних татов-иудаистов, захватив с собой свои семьи, домашний скарб и прочее имущество, -продолжает Л.Х. Авшалумова, — не взяли с собой эту священную книгу, хотя бы первую и более раннюю ее часть – Мишну, которая была завершена и издана еще в начале III в., задолго до их переселения на Кавказ? …Если евреи Европы, Испании, Франции Германии, Англии в средние века в результате разнузданного антисемитизма, избиения, жестокого гонения, нередко бежали из одной страны в другую в поисках прибежища, но не потеряли Талмуд, сохранили его как свою священную книгу, то таты-иудаисты, которые жили оседло, где в отличие от средневековой Европы, имела место большая веротерпимость, обладали неизмеримо большими возможностями сохранить свою святыню»5.

Ученые-исследователи XIX и XX вв. писали и пишут, что таты-иудеи появились в Дагестане с IV в. нашей эры, что татский народ не отличался как внешностью, так и одеждой от других горных народов и почти ничего письменного или достоверно устного не сохранилось у них о своем прошлом6.

И. Черный в своей работе «Горские евреи» писал во второй половине XIX в., что горские евреи исповедуют иудаизм, дают своим детям древнееврейские имена. Определение национальной принадлежности человека по именам и фамилиям так же не верно, как и по религиозному признаку. У 90 % женщин-таток – не библейские, а типично восточные имена. У европейских евреев почти сплошь немецкие или славянские фамилии. Выходит, если судить по фамилиям, то их признать немцами, поляками, белорусами, русскими7.

Проблема иудаизма, иудейских древностей остается во многом трудной, запутанной проблемой хазарской археологии. «Дело в том, что очевидные следы иудейского культа у обитателей европейской степи были обнаружены за пределами Хазарского каганата, что на всей громадной территории каганата только в двух портовых городах (Мангупа, Чуфут-Кале) сохранились какие-то следы иудейских (погребений), но и там нельзя считать вполне доказанным, что они относились к Хазарской эпохе. Исследователь-хазаровед отмечает, что попытки удревнить кладбища крымских пешерных городов Мангупа и Чуфут-Кале и обнаружить там погребения хазарского времени безосновательны; древнейшие надгробья Мангупа отнесены к XIV веку. Известно, что территория Мангупа также была включена в список письма пространной редакции Иосифа»8.

Караимский ученый Авраам Фиркович в конце 40-х гг. XIX в. нашел на кладбище Чуфут-Кале много гробниц с еврейскими надписями, которые списал и истолковал по-своему. В некоторых надписях переделывал буквенные записи в числовые, чтобы удревнить дату погребения. Известно, что в пространной редакции ответного письма хазарского кагана Иосифа к испанскому еврею Шафруту обращение хазар в иудейство было отнесено к 621 году (в составе Хазарского каганата находился Чуфут-Кале). Чтобы оправдать эту дату, А. Фиркович переделал дату погребения Эсфири Соломоновны с 1376 г. на 625 г. На основании этой подделки в дальнейшем появилась ложная история о хазарах и хазарском государстве9. До сих пор среди исследователей — хазароведов нет единого мнения по поводу подлинности письма испанского еврея Хасдая ибн Шафрута и ответного письма хазарского царя Иосифа, проживавшего около 920-960 гг. Вся история Хазарии связана именно с этими письмами.

В книге «Народы Дагестана» читаем: «Известно, что государственной религией в Хазарском каганате был иудаизм, и исследователи связывают процесс иудаизации хазар с культурно-экономическим влиянием на них предков современных горских евреев».

Наследующей странице этой же книги читаем; «Преследование евреев в Византии в начале VII в., а затем и в начале VIII в. усилило их приток в Дагестан (в Дагестане в это время идут кровопролитные войны между арабами и дагестанцами совместно с Хазарским каганатом — Г.Ф.), а затем они бежали в Хазарию».

В статье «Разделенные злым роком» Ф. Бахшиев пишет: «Таты и горские евреи — это один народ, а если говорить с научной точки зрения — нет горскоеврейского языка, нет горскоеврейской культуры, нет горскоеврейских традиций и обычаев, нет горскоеврейской национальности. И, наконец, само понятие «горский еврей» -абсурд. Есть национальность «тат», представители которой имеют свой язык (диалект фарси), свою культуру, свои обряды и традиции и т.д.»10.

Появление еврейских топонимов, встречающихся на территории Дагестана, связано с XVII-XIX вв. и не имеет отношения к периоду существования Хазарского каганата вообще и дагестанскому периоду (30-е годы VII — 40-е годы VIII в.) в частности. Как мы видим, большинство исследователей (В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, Г.Ф. Дебец, И. Анисимов, Н. Ани-симов, Р.М. Магомедов, С.Ш. Гаджиева, И.М. Дьяконов, М.Р. Гасанов, Х.Д. Авшалумов, Л.Х Ав-шалумова, М.Е. Мататов, Ф. Бахшиев, автор этих строк и др.) считают дагестанских татов (татов-мусульман, татов-иудеев) единым этносом, не имеющим отношения к еврейскому этносу.

Г.Б. Мусаханова считает, что, когда говорят «татский язык, газета, театр, литература, радио и т.д.», речь идет о письменности, литературе и культуре именно горских евреев, а не собственно татов11. «Наши исследования, — читаем в книге «Народы Дагестана», — показывают, что горские евреи и та часть населения, которая называет себя татами, в действительности ныне являются представителями единого горско-еврейского этноса».

Наши исследования, как и исследования В.В. Бартольда, Н.Я. Марра, П. Семенова, С.А. Токарева, И. Анисимова, Н. Аниси-мова, Я. Агарунова, Р.М. Магомедова, И.М. Дьконова, Х.Д. Авшалумова, Л.Х. Авшалумовой, Г.Ф. Дебеца, А.Г. Гаджиева, М.Р. Гасанова и многих других, показывают, что дагестанские таты, исповедующие иудаизм, не имеют отношения к еврейскому этносу, а являются единым татским этносом, независимо от вероисповедания (ислам, иудаизм, христианство), объединенным общей историей, языком и культурой.

Этой статьей нам не хотелось бы продолжать бессмысленный диалог на тему: евреи, таты, горские евреи или не евреи Дагестана. Дагестанские таты получили государственный статус как один из коренных и самобытных горских народов республики со своим единым татским языком, со своей национально-культурной общностью, и для нас таты — просто наши земляки, дагестанцы, веками живущие с нами на одной земле.

1 Викторин В. Горский «татский» иудаизм на Северном и Восточном Кавказе… /Тезисы. М., 2002. С. 202-203.
2 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. — Махачкала, 1997. С. 88-89.
3 Плетнева СА. Очерки хазарской археологии. М., 2000. С. 217.
4 Гасан Эфенди Алкадари. Асари Дагестан. Махачкала, 1994. С. 11, 14.
5 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. — Махачкала, 1997. С. 82-93.
6 Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888. С. 1.
7 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. — Махачкала, 1997. С. 78.
8 Щетрухин В.Г. Заключение в книге Плетневой СЛ. «Ученики хазарской археологии». С. 228.
9 Федоров Г.С. Хазары: миф или реальность. Сборник статей. Махачкала, 2004. С. 152-160.
10 Бахшиев Ф. Разделенные злым роком. Дагестанская правда. 19 июля 1991 г.
11 Мусаханова Г.В. Народы Дагестана. № 1, 2002. С. 6.

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: