Поделиться
08 Ноя 2018 г.
Она вошла в историю как одна из выдающихся исполнительниц собственных песен. Слава о ней пронеслась по всему горному краю. И сегодня дагестанцы помнят и чтят память об этой неустрашимой горянке.
Анхил Марин родилась в 1840 г. в селении Ругуджа Гунибского района в семье простого крестьянина. Дом, в котором она жила со своими родителями и сестрой, благодаря жителям села по сей день сохранил свое первозданное состояние.
Время, когда она жила, было жестоким временем патриархальных обычаев. Особенно тяжела была доля женщины в суровом горском обществе. Она не могла уйти от опостылевшего мужа, не могла выбрать любимого. В горском фольклоре повсеместно были распространены песни-плачи, в которых изливали все накопившиеся страдания женщины. Так, например, в песне-плаче о Залму из Чоха поется, что она была убита двоюродным братом за то, что посмела в отсутствие мужа спеть песню на аульской вечеринке. В плаче о Хадижат из Салты поется, что она своим весельем на свадьбе вызвала гнев семьи и покончила собой. В плаче о девушке Патимат — что она бросилась в реку, не желая выходить замуж за нелюбимого человека.
Анхил Марин не могла смириться с такой несправедливостью, ведь в ее хрупком и стройном теле текла кровь настоящей львицы, а в душе кипело возмущение, которое чеканной медью отпечатывалось в ее произведениях. Несмотря на запреты и ограничения, Анхил Марин пробивала дорогу к справедливости своей поэзией, поднимая голос разума против жестокости, по-своему борясь за права женщин. Но то, что она стала первой вестницей в поэзии нового времени, когда общество находилось под сильным гнетом патриархальных обычаев, поэтесса просто не могла не чувствовать. Об этом она писала в своих стихах:
На кручи взлечу, поселюсь вдалеке
От пестрых ворон и всезнающих улиц,
На сваях жилище построю в реке,
Чтоб сплетен не слышать кудахчущих куриц.
Дерзость ее характера проявлялась во всем: и в смелом вызове верхушке общества, и в отпоре посягавшим на ее честь. Однажды молодой юнец, не снискавший любви гордой горянки, прилюдно стал ее поносить и оскорблять. Недолго думая, Анхил Марин со всего маху ударила его бубном. Удар был таким сильным, что парень потерял сознание и умер… За этот поступок она была выслана в село Кособ Тляратинского района, где вместе со своей родной сестрой провела 3 года. Вернувшись на родину, Анхил Марин не успокоилась. Даже суровая ссылка не смогла укротить нрав этой гордой ругуджинки. Отправляясь к роднику за водой или по делам своих родителей, она не выпускала из рук бубен и продолжала петь свои дерзкие песни, высмеивая богачей.
Она не уставала повторять, что нет рабства позорнее, чем рабство добровольное. Наверное, не было ни одного человека, который бы в душе не завидовал Анхил Марин, безграмотной девушке, поражавшей своим умом и мудростью ученых мужей. Но иногда в ней пробуждался безудержный гнев сатирика, и в такие моменты из уст вырывались слова, беспощадно разоблачающие врагов. И поэтесса однажды дорого поплатилась за это. В тот страшный день наиб Хуршил Магомед, перед домом которого она пела, не смог обуздать свою ярость и ненависть, которые кипели в нем по отношению к Анхил Марин. Он приказал своим слугам схватить и казнить ее, но, привязав девушку к могильной плите, он все же устрашился казни, боясь народного гнева. Вместо этого он приказал зашить рот горянке, решив показать тем самым, что никому не позволит петь свободолюбивые песни. Но, как гласит легенда, Анхил Марин страшным усилием воли разорвала губы и плюнула в лицо тирану.
Наиб воскликнул: «Будь немой как рыба!»
И сшили губы девушке Марьям,
Но рвались нитки, и в лицо наиба
Летела песня с кровью пополам
Она стала гневно обличать своего притеснителя в жестокости и несправедливости. Уходя, наиб приказал оставить ее привязанной на всю ночь. Никто не мог к ней даже близко подойти, чтобы напоить ее. Истинную картину происшедшего изобразил Абдурахман Асадов — художник, рожденный в этом селе и засыпавший в колыбели под песни Анхил Марин. Сильная духом женщина не изменила своим убеждениям до конца своей жизни. Девушка, которая, как и все, хотела любить и быть любимой, качать в колыбели свое дитя, выбрала иной путь — путь духовного воина, путь, который сделал ее легендой своего народа. Она боролась за равенство и свободу женщин. После смерти поэтессы в 1917 г. люди возвели над ее могилой мавзолей, сделав ее имя бессмертным, с благодарностью храня память о своей великой землячке. Чтобы стать нетлеющим в мире, надо родиться звездой, и одна из таких звезд — Анхил Марин, которая когда-то родилась высоко среди гор и скал, где солнце встречается с луной, а с неба стекают бурные реки. Песни ее как птицы разлетелись по Стране гор и дошли до наших дней. Разве можно заставить молчать песню?
Поделиться
08 Ноя 2018 г.
Баллада о легендарном Камалил Башире — юноше неописуемой красоты была очень популярной в Дагестане. О нем слагали песни, их пели на...
Дек 2017 г.
Комментарии к статье